Три в одном: ихтиолог, управленец и литератор

12:46 07 ноября 2017
2611
0
alt=

135 лет назад родился Трофим Михайлович Борисов, писатель и учёный-рыбовод, а 90 лет назад впервые была издана его книга «Тайна маленькой речки», когда-то очень известная. Она и сейчас есть в библиотеках, а вот имя этого незаурядного человека помнят только специалисты…

Место рождения — клёвое…

Трофим Борисов родился в далёком 1882 году в городе Гурьеве (теперь казахстанский Атырау), на Каспийском море, в семье потомственного рыбака. Можно и не упоминать, что с восьми лет он вместе с отцом кочевал по рыбным промыслам, набираясь опыта, который неожиданно пригодился в зрелом возрасте. Призванный в 1903 году в армию, 21-летний Трофим Борисов попал служить на Дальний Восток, где как раз угодил на Русско-японскую войну — оборонял Порт-Артур. Уже на исходе жизни он закончил создание романа «Портартурцы», на страницах которого отразил всё пережитое в те годы, закончившиеся японским пленом.
 

Произведения Борисова:

Тайна маленькой речки, 1927
По широким плесам Амура, 1938
На берегах Камчатки, 1939
Сын орла, 1939
Портартурцы, 1940—1942

После возвращения на родину Трофим Борисов вместе с отцом опять занимается рыбалкой, но уже на Дальнем Востоке. В эти годы началась его литературная судьба: на страницах «Бугульминской газеты» в 1905 году было напечатано стихотворение Трофима Борисова «В плену». Рыбацкая судьба привела его на самый нижний Амур, в селение Алеевка, где он трудился икрянщиком на мысе Пронге. Революционные события 35-летний рыбак встретил с одобрением и принял активное участие в становлении новой власти. Трофим Борисов стал депутатом Николаевского-на-Амуре Совета рабочих и солдатских депутатов, но не всё сразу наладилось.

Он пережил все трагические события Гражданской войны, с женой и тремя дочерьми выбрался из горящего Николаевска, в дороге умерла 4-летняя Татьяна... В целом Трофим Борисов прожил среди нивхов 12 лет и близко познакомился с их бытом, обычаями и привычками. Именно этому народу он посвятил свою книгу «Сын орла», написанную на основе нивхских легенд; много внимания уделил коренным жителям этих мест в очерках, рассказах и стихах, которые позже вошли в сборники «По широким плёсам Амура» и «На берегах Камчатки». Вынужденные скитания по дальневосточным краям и областям закончились во Владивостоке: в ноябре 1922 года Трофима Борисова назначают начальником треста «Дальрыба».

Океан литературы

Всё его образование заключалось в познании хитростей лова рыбы на практике, никаких «университетов» он так и не окончил, но успешно руководил «Дальрыбой», затем «Дальгосрыбпромом». Принимал участие в создании рыбного техникума и Дальрыбвтуза во Владивостоке, где впоследствии был заведующим кафедрой; преподавал на курсах техники лова и рыбообработки; позже трудился научным сотрудником Тихоокеанского института рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО). В 1926 году Трофима Борисова как ценного специалиста командировали в торгпредство СССР в Японии в Хакодате в качестве эксперта по рыбному промыслу.

Им написаны труд «Техника лова рыбы» в 2-х томах, работы по технике обработки рыбы и другие научные статьи, которые долгие годы были ценными учебными пособиями для студентов и специалистов. Наряду с руководящей и научной деятельностью Трофим Борисов продолжает заниматься литературой — и по-прежнему публикует рассказы, очерки и стихи о Дальнем Востоке. Надо сказать, что талант учёного, управленца и литератора — редкое сочетание в одной личности, но Трофим Борисов был именно таким человеком. Вместе с Владимиром Арсеньевым он работал в Управлении рыбного и пушного хозяйства Дальнего Востока во Владивостоке, где был начальником, а Арсеньев — инспектором. Здесь они познакомились, а впоследствии подружились, общались семьями.

Видимо, объединяла их и любовь к литературе. Оба были уже известными писателями; обоих заметил и поддержал Максим Горький, что по тем временам было весьма значимым. Когда в 1927 году вышла уже упомянутая «Тайна маленькой речки», она каким-то образом попала в Сорренто. А через два года Борисов ехал в Москву на встречу с Горьким с такими словами от Арсеньева: «Уважаемый Алексей Максимович! Податель моего письма Трофим Михайлович Борисов, мой хороший и близкий знакомый, хорошо знающий рыбное хозяйство Сибири и Дальнего Востока. Т. М. Борисов прекрасно владеет пером и является одним из популярных писателей нашей Дальневосточной окраины. Рекомендую Вам его — он человек очень интересный, бывалый, много видевший, большой знаток морских промыслов».

При встрече Максим Горький сказал автору: «Помню, хорошо помню мальчонку Петьку... Книжку Вашу я читал ещё в Италии совместно с друзьями и семейными. Всем понравилось... Нам всемерно нужно стремиться к популяризации достижений науки». Позднее он сообщал Владимиру Арсеньеву: «Был у меня сегодня Т. М. Борисов, очень понравился, договорились мы о его сотрудничестве в журнале «Наши достижения», он даёт статью о рыбном деле на Дальнем Востоке». А в письме Михаилу Пришвину Горький писал о нём: «Вот ещё один упрямец, подобно В. Арсеньеву и Вам, сидит где-то в глуши и работает, работает». Что касается книги, сделавшей автора известным, то в ней рассказана история одной лососёвой рыбы — популярно и бесхитростно. В 1934 году Трофима Борисова приняли в Союз писателей СССР.

Борисов, Арсеньев и Симонов

Трофима Борисова и Владимира Арсеньева связывала не только дружба. Мало кто знает, что в 1936 году, уже после смерти мужа и перед собственным арестом, вдова Арсеньева Маргарита передала Борисову довольно большой объём документов. Дело в том, что Трофим Михайлович намеревался написать биографическую повесть об известном исследователе. Но ему помешал переезд из Владивостока в Ташкент, потом болезнь… В 1960 году дочери Борисова, Алла и Марионилла (кстати, тоже ставшие ихтиологами), переслали весь пакет — а это 90 страниц плюс карты, письма, незаконченная рукопись отца — Константину Симонову. Теперь все эти материалы находятся в фонде Симонова в Центральном государственном архиве литературы и искусства, но специалистам, конечно, известны.

К слову, в письме Константину Симонову дочери Борисова сообщают интересные сведения о владивостокском периоде жизни отца и дружбе двух дальневосточных литераторов. Вот некоторые фрагменты: «Арсеньев познакомился с Борисовым в 1922 году. В то время Борисов работал в рыбной промышленности Дальневосточного края. Он был первым начальником Дальрыбы и Дальгосрыбпрома, … организовал школу Рыбпромуч для обучения молодых специалистов, чтобы освободиться от японских синдо, прижившихся на всех рыбных промыслах... Позднее он был первым директором Дальрыбтехникума, а также преподавал в Дальрыбвтузе. Т. М. Борисов вел большую научно-исследовательскую работу в области ихтиологии».

Вот что они сообщают о самом Арсеньеве: «Вскоре после знакомства с отцом вся семья Владимира Клавдиевича стала бывать в нашем доме… Маргарита Николаевна, основной его помощник, была женщиной высокообразованной, знающей много языков и с умом быстрым и находчивым. Она делала для него переводы, занималась корректурой... Нередко Арсеньевы приходили к нам на целый вечер, забрав с собой свою дочку Наташу, и с отцом жены Н. И. Соловьевым, председателем Владивостокского отдела Русского Географического общества. Он обладал необычайной памятью, прекрасно знал русскую литературу и очень … любил русских поэтов. Владимир Клавдиевич относился к нему с большим почтением, с наслаждением слушал его, а высокий статный старик каждое свое посещение превращал в литературный вечер, полный неповторимой красоты русской классики».

Вместо финала

Молодые владивостокские писатели любили и уважали Трофима Борисова, бывшего гораздо старше и опытнее их, учились у него владению словом. Сам он не только стремился познать тайны и законы природы, но и передавал молодому поколению свои знания. В 1928 году Борисов начал работать над повестью из жизни нивхов «Сын орла», первые варианты которой читал Максим Горький. В последние годы жизни он создал исторический роман «Портартурцы», посвящённый простым солдатам, прошедшим всю Русско-японскую войну. Роман был опубликован в 1940 году в 6-м номере хабаровского журнала «На рубеже», а в «Дальгизе» тогда же вышел двухтомник избранных произведений Трофима Борисова.

В том же 1940 году в Москве была издана его повесть под названием «Морской старик». В ней автор пересказывал нивхскую легенду о мифическом старике, который жил там, где река впадает в море. Когда он водил по воде руками, из них высыпались икринки и катились между водорослей. Герой этой повести на рыборазводном заводе в низовье Амура выращивал мальков из икры лососевых, потом выпуская их в море. А нивхи искренне удивлялись: зачем рыбовод так старается, если Морской старик делает это без всякого труда? После выхода в свет этой повести коллеги стали называть самого Трофима Борисова «Морским стариком», что было абсолютно справедливо — всю жизнь он занимался морем и его обитателями...

К этому времени — в 1939 году — Трофим Борисов уже уехал с Дальнего Востока. Смерть оборвала творческие замыслы писателя — бич нашего времени, онкология, была и тогда… Он умер 15 сентября 1941 года в хлебном городе Ташкенте. Очеркист Владимир Лидин писал о нём так: «Сильнее всего в Борисове национальная гордость. Великие наши реки, великие моря, величайшие уловы приносят они и, конечно, это счастье — сознавать, что свыше полутора тысяч учеников пустил он по стране, что для её богатства и славы он потрудился как учёный, путешественник и писатель... Но вся душа этого скитальца и самородка выражена в его книгах, в которых он рассказал об увиденном им за многие годы своей трудовой жизни, и книги эти несомненно останутся в нашей литературе».

 Иван Егорчев

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Пользуетесь ли вы правом на выбор зарплатного банка?
26.02.2024 — 31.03.2024
Нет, работодатель не дает возможности выбирать банк.
65%
26/40
Получаю зарплату наличными, а потом перечисляю куда хочу.
8%
3/40
Да, я самостоятельно выбрал зарплатный банк, и работодатель отреагировал на мое решение без негатива.
23%
9/40
Зарплатный банк предложил мне выгодные условия по кредитованию, поэтому менять его я не планирую.
5%
2/40

Добавить объявление