Татьяна Казанцева: «За десять лет отчисления МСБ в региональный бюджет выросли в три раза»

10:13 22 октября 2017
1242
0
alt=

Бюджет не зря называют главным финансовым законом края. Именно этот многостраничный документ в конечном счете определяет, как, в каком размере и на что будут выделены средства. Последние годы бюджет региона, равно как и бюджет страны, планируется сразу на три года. В чем преимущества такого подхода и что получает край по окончании трехлетки, «Приморской газете» рассказала директор департамента финансов края Татьяна Казанцева.

— Татьяна Владимировна, можно ли подвести некий итог: что дал Приморью переход на трехгодичное бюджетное планирование?

— Сам факт трехлетнего планирования говорит об общей стабилизации экономики, несмотря на сложность экономической ситуации в стране. Это показатель финансовой устойчивости, которая будет гарантировать социальную стабильность в крае и инвестиционную стабильность для капиталовложений, развития и дальнейшего стимулирования бизнеса.

Трехлетний бюджет позволяет говорить о среднесрочной перспективе. Подобный формат формирования бюджета позволяет исполнительной власти Приморья планировать деятельность, имея представление о будущих финансовых возможностях.

— То есть переход на трехлетнее планирование был стратегическим решением?

— Действительно, стратегический подход в переходе на трехлетнее планирование присутствует. Составление бюджета на три года обеспечивает еще более тесную увязку стратегических приоритетов развития отраслей с бюджетными ассигнованиями, то есть трехлетний бюджет позволяет увидеть все резкие перемены выбранного курса развития и обеспечивает наглядность соответствия бюджетных затрат функциям государственных органов Приморского края.
Кроме того, появляется возможность проводить конкурсные процедуры и заключать долгосрочные контракты на суммы утвержденного трехлетнего бюджета по соответствующим государственным программам. А поскольку государственные органы знают свои объемы финансовых средств на три года вперед, они могут более гибко управлять этими ресурсами.

— К чему край придет на финальном году трехлетнего планирования?

— К финалу очередной бюджетной трехлетки — 2020 году — администрация Приморского края прогнозирует уменьшение дефицита бюджета.

— Получается ли у муниципалитетов грамотно планировать и исполнять бюджет? Какие проблемы возникают?

— Существует такое понятие, как квалификационные требования к государственной (муниципальной) службе. И любой гражданин, замещающий такую должность, должен им соответствовать. То есть планируют и исполняют бюджеты профессионалы. В Приморском крае всего 158 бюджетов муниципальных образований, на 2017 год все они были приняты сбалансированными, в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Одним из недостатков планирования и в дальнейшем исполнения местных бюджетов можно отметить то, что не во всех муниципалитетах бюджетные ассигнования на исполнение муниципального задания предусматриваются в необходимых объемах.

В 2012-2013 годах изменилось законодательство, которое привело к тому, что учреждения получили самостоятельность в планировании и расходовании средств бюджета. Однако проблема была в том, что не было установлено должного контроля со стороны уполномоченных органов местного самоуправления, в том числе в части определения первоочередности в расходовании средств и непринятия избыточных расходов и обязательств за счет бюджетных источников, что, в свою очередь, приводит к возникновению кредиторской задолженности учреждений.
Как подтверждение этому: более 60% из возникающей кредиторской задолженности по местным бюджетам — это кредиторская задолженность бюджетных и автономных учреждений.

— Насколько активно в краевых программах участвуют муниципалитеты края? Какие программы наиболее востребованы?

— Сейчас в Приморском крае действуют 18 государственных программ, в 11 из них участвуют муниципальные образования края. Наиболее востребованными программами являются «Обеспечение доступным жильем и качественными услугами ЖКХ населения Приморского края», «Информационное общество», «Развитие транспортного комплекса Приморского края» и «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края».
Активно принимают участие в госпрограммах, то есть получают субсидии, Шкотовский район, Михайловский район и Арсеньевский городской округ. Неактивны Кировский, Дальнереченский, Ольгинский, Яковлевский, Анучинский районы, городской округ Спасск-Дальний.

— В Приморье начинают массово реализовываться инвестиционные проекты. Увеличивается ли доходная база краевого бюджета за счет налоговых отчислений от новых предприятий?

— В крае приняты льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций, которые освобождают инвесторов от уплаты налогов на 5 лет и на следующие 5 лет действуют пониженные налоговые ставки. Ожидать увеличение доходной части бюджета по таким льготам можно только через 10 лет. 

— А если сравнить показатели бюджета десятилетней давности и нынешние, какие тенденции мы увидим? Например, есть ли рост налоговых отчислений от малого, среднего и крупного бизнеса?

— Поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Приморского края за 10 лет увеличились в 2,3 раза, в том числе в краевой бюджет — в 1,9 раза.

Так, за 2007 год в консолидированный бюджет Приморского края поступило налоговых и неналоговых доходов 39,7 млрд руб., в том числе в краевой бюджет — 36,0 млрд руб., тогда как плановые назначения 2017 года консолидированного бюджета по данным доходам составляют 90,3 млрд руб., в том числе краевого бюджета — 67,4 млрд руб.

Что касается отчислений малого и среднего бизнеса, эти доходы выросли в три раза. В 2007 году поступления в консолидированный бюджет составили 2,2 млрд руб., плановые назначения 2017 года — 6,5 млрд руб.

— Социальная ориентация бюджета не изменилась?

— Нет, как и 10 лет назад, бюджет Приморского края остается социально ориентированным. В целом на социальную сферу: развитие здравоохранения, образования, культуры, спорта, социальную поддержку, содействие занятости населения, а также на обеспечение жильем отдельных категорий граждан направляется более 72% от общей суммы расходов. Вместе с этим обязательными остаются расходы на поддержку и развитие дорожной деятельности и сельскохозяйственного производства. В том числе на реализацию майских указов президента Российской Федерации 2012 года ежегодный рост расходов краевого бюджета составляет 1,5-2 млрд руб.

— Вы упоминали, что в конце нынешнего трехлетнего периода планирования бюджета госдолг Приморья будет снижен. А каков его размер сейчас? 

— Государственный долг Приморского края по состоянию на текущую дату составляет 4 984,3 млн руб., в том числе 3 784,3 млн руб. — это бюджетные кредиты. Коммерческих кредитов у субъекта нет. За четыре года государственный долг Приморского края снизился в 1,8 раза.
Долговая нагрузка в процентном соотношении к налоговым и неналоговым доходам за последние три года снизилась. Так, в 2014 году государственный долг Приморского края к налоговым и неналоговым доходам составлял 16,7%, на текущий момент — 7,4%.

— Какие меры предпринимаются для сокращения госдолга края?

— В регионе утверждена долговая политика Приморского края на 2016-2018 годы, основными задачами которой является сокращение дефицита бюджета края и минимизация государственного долга.
Кроме того, между Министерством финансов РФ и администрацией Приморского края заключены Соглашение о предоставлении нашему региону бюджетных кредитов из федерального бюджета, условиями которых предусмотрено недопущение роста государственного долга и коммерческих заимствований.

— В этом году было принято постановление администрации края № 110-ра «Об утверждении программы мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Приморского края на период с 2017 по 2019 год». Что удалось сделать за полгода? 

— Как показала практика, это очень эффективная программа. За восемь месяцев текущего года обеспечен рост налоговых доходов на 106%, или 2 717 млн рублей, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года поступления составили 47 883 млн руб. Поступления по неналоговым доходам за аналогичный период увеличились на 123% и составили 958,8 млн рублей.

— Оптимизацией расходов занимались и в 2016 году. Чего удалось достичь? На что направили деньги, которые удалось высвободить?

— Обеспечено поступление в бюджет края дивидендов в размере не менее 50% чистой прибыли акционерных обществ, что составляет 57,2 млн руб., а также поступление части прибыли краевых унитарных предприятий в размере не менее 95%, что составляет 5,9 млн руб.
Обеспечено соблюдение предельных показателей краевого бюджета и снижение объема государственного долга Приморского края по сравнению с началом года на 1 259,7 млн руб. — 7,4% от суммы налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета. Это позволило сократить расходы на обслуживание государственного долга в 2016 году на 929,7 млн рублей и направить эти средства на приоритетные и социально значимые направления. 

 

Мария Куценко

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление