Татьяна Казанцева: «Комплименты и улыбки не влияют на мои решения»

10:30 06 марта 2018
2127
0

Татьяна Казанцева убеждена: сейчас ей предстоит на новый этап работы по построению грамотной бюджетной политики

Татьяна Казанцева — вице-губернатор Приморского края, курирующая вопросы финансов и тарифообразования. Женщина, которая знает о бюджете все и даже больше. Ее принципиальная позиция в отношении  расходования средств приморской казны не раз заставляла коллег из администрации края и народных избранников досадовать на неуступчивость главного краевого финансиста. Однако все признают: Татьяна Владимировна — профессионал, каких мало. Практически никто не знает главный финансовый закон края так, как она. О том, почему чаще приходится говорить «нет», социальных обязательствах и финансовых перспективах Приморья главный финансист края рассказала в интервью «Приморской газете».

— Татьяна Владимировна, в администрации края вы работаете уже больше 20 лет. Но все же  переход на пост вице-губернатора  изменил ваше отношение к вопросам планирования бюджета?
— Да, конечно. Возглавляя  департамент финансов, я достаточно много знала о работе всех подразделений администрации края, ведь всем необходимо получать финансирование. Но после перехода на пост вице-губернатора я стала иначе видеть взаимоотношения между структурами. Например, то, что кажется проблемой для одного департамента, для другого оказывается благом. И вот после назначения я столкнулась с тем, что надо искать некую середину для всех, компромисс, который бы устраивал все стороны.

—  Когда впервые столкнулись с необходимостью работать с бюджетом, насколько сложно было вникать во все процессы, понимать, какая цифра что значит и откуда возникает?
— Сложности, конечно, были, несмотря на то, что образование у меня профильное. Так что в целом я умела читать цифры и работать с ними.  Скажу одно: когда постоянно работаешь с бюджетом, трудность есть только одна: где взять деньги и как сделать так, чтобы на все хватило.

— В бытность директором департамента вы часто занимали жесткую позицию, в том числе и по отношению к своим коллегам из других департаментов. За глаза вас часто называли «женщина-нет». Не было обидно?
— Открою секрет: в новой  должности я вынуждена буду говорить «нет» гораздо чаще, чем соглашаться. Но я всегда повторяю, что мы на работу ходим не за любовью. Поэтому в мое отсутствие, меня могут называть, как хотят. У нас  у каждого своя работа, своя зона ответственности. Моя работа в должности директора департамента  — организация, формирование и выполнение бюджета, но прежде всего обеспечение ликвидности его счета с целью возможности обеспечения всех принятых обязательств.

Поэтому моя работа и работа уже подведомственного мне департамента может вызывать неудовольствие у других ведомств, так как чаще всего мы говорим «нет».

Мы, финансисты, вынуждены отказывать, потому что есть какие-то разумные вещи, есть какие-то правила, которые надо соблюдать. Мы же говорим это не от того, что мы такие вредные. Я, может, в душе с чем-то согласна, но, во-первых, я госслужащий и у меня есть определенные обязательства, так что мое мнение должно остаться при мне. А, во-вторых, с точки зрения выполнения своих полномочий, к сожалению или к счастью, очень часто приходится отказывать. Но потом, конечно, находятся компромиссы, снова повторю это слово.

— Бюджет края в целом формируется по консервативному пути, когда большая часть средств идет на выполнение социальных обязательств. Бытует мнение, что такой подход мешает стратегическому планированию и не дает сделать рывок в развитии. И в качестве варианта предлагаются такие радикальные способы, как возможность договориться со всеми, отказаться на пару лет от социальных обязательств и направить все освободившиеся средства на прорыв. Насколько такой путь в принципе осуществим?
— Ни договориться с людьми, ни отменить социальные обязательства полностью, у нас не получится. Мы живем в правовом поле. И все льготы, которые есть в бюджете, закреплены законодательно. Допустим, из 14 млрд  рублей льгот, которые приходятся в целом по краевому бюджету, на льготы в сфере ЖКХ идет порядка 3,5 — 4 млрд рублей. Как мы тут договоримся с людьми? Мы же не объясним пенсионерам, что теперь они будут платить за квартиру на 30% больше. Я считаю, что это путь бесперспективный. Плюс мы — дотационный регион, мы зависимы от федерации, и есть определенные правила, которые нам необходимо соблюдать. Более того, за время моей работы социальный бюджет у нас был практически все время, и эта часть обязательств растет из года в год. Мы ежегодно увеличивали фонд заработной платы по краю, наверное, на 20%. И у нас сейчас зарплата составляет в бюджете 40%. Это очень много. Да, 70% бюджета Приморского края — это социальные обязательства. Но если мы  возьмем оставшиеся 30% — это и есть инновационный бюджет. И для региона, поверьте, это очень большая цифра.  

— И куда распределяются эти деньги?
 — К примеру, дорожный фонд — это 9 млрд рублей. Кстати, расходы на ТОРы  в бюджете заложены в размере более 2,5 млрд рублей. В бюджете  Приморья есть  инвестиционная составляющая.

Но лично я считаю,  что, когда  о бюджете  говорят как о «консервативном», это хорошо. Можно быть большим оптимистом и насчитать себе доходов с огромным ростом, но в итоге не выплатить заработную плату бюджетникам и социальные выплаты нуждающимся. Поэтому, говоря об оптимизме, надо понимать, что он должен быть сдержанный.


 — Корректировки бюджета в 2018 году прошли довольно сложно?
— У нас беспрецедентная корректировка — мы смогли увеличить на 4 млрд рублей собственные доходы. Это огромная сумма.

— За счет чего?
— Это доходы по итогам прошлого года. У нас значительно вырос налог на прибыль, несмотря на то что в прошлом году федерация уменьшила его общий размер на 1%. За такое увеличение мы должны прежде всего сказать большое спасибо крупным налогоплательщикам края. Нельзя не отметить, что режимы ТОР и Свободного порта Владивосток  внесли существенный вклад в нашу доходную базу.  Я сейчас говорю о поступлениях подоходного налога — это порядка 422 млн рублей.

— У Приморья есть перспектива стать донорским регионом?
— Федеральный центр уже поставил нам такую задачу, более того, обозначил планы и сроки. Мы как дотационный субъект второй год заключаем соглашение с министерством финансов. В 2018 году дотация составляет порядка 8,5 млрд рублей. Но одним из условий выделения федеральных средств  является то, что мы обязаны утвердить оптимизацию расходов и план увеличения бюджета, который должен позволить нам с 2020 года в полном объеме осуществлять расходные обязательства субъекта без привлечения бюджетных средств и дотации на выравнивание.  

— Не проще ли оставить все как есть? Спокойно получать средства от федерации?
— Однозначно нет. Смотрите, сейчас мы подписали довольно жесткое соглашение по реструктуризации бюджетных кредитов, хотя наш госдолг находится на крайне безопасном уровне. Законодательное собрание края утвердило нам эту реструктуризацию и вместо того, чтобы выплатить в 2018 году практически 3 млрд рублей — 2,9 — мы заплатим всего 184 млн. Но условия крайне жесткие и нам  будет очень сложно их выполнять. А вот если бы мы были финансово независимыми, то в такую ситуацию вообще не попали бы и принимали бы решения, полезные краю, исходя из нашего собственного представления.

— Удается ли сохранять баланс между строгой регламентированностью работы чиновника и естественным стремлением быть женщиной  легкой, красивой, обаятельной?
— У нас есть такое внутреннее выражение: «На работе нет женщин, на работе есть сотрудницы». И когда ты находишься здесь 12 часов подряд, желание покрасоваться и как-то проявить женскую сущность несильно довлеет. Мной это желание не движет уже очень давно,  и это, наверное,  отпечаток всей моей работы — как более ранней, так и нынешней. Комплименты, конечно, настроение повышают, но влияния на принятие решений не оказывают. И все же желание быть красивой присутствует, не буду отрицать. Ведь ты находишься на виду, на людях, да и должность обязывает хорошо выглядеть: укладка, макияж, маникюр, одежда — все должно создавать приятный и гармоничный образ. В первую очередь приятный тебе самой.

— Как проводите выходные?
— Крайне пассивно, но очень люблю выезды на природу — это помогает отключиться от всех мыслей. А еще люблю театр. Особенно спектакли в нашем театре им. М. Горького. Также не упускаю возможность побывать и на постановках Приморской сцены Мариинского театра.

— 8 марта как праздник воспринимаете?
— Нет, только как выходной. Это всегда был праздничный день. Я не могу сказать, что это самый главный праздник для меня. Вот Новый год — безусловно.

— А какие увлечения в жизни есть у вице-губернатора по вопросам финансов?
— Я много читаю. Причем очень разноплановую литературу. Я не люблю книги и фильмы, которые заставляют думать о плохом в нашем мире. Больше предпочитаю то, что заставляет думать о хорошем. И фильмы люблю такие же. Хотя неожиданно для себя увлеклась двумя триллерами и прочитала за выходные на одном дыхании.

Сейчас читаю сложную, но крайне популярную книгу. Это «Маленькая жизнь» Ханьи Аньянигихара — очень большой том, как «Капитал» Карла Маркса. Книга очень непростая, но ее хочется читать. Вот, наверное, это все мои хобби.

— Главный секрет жизни?
— Я работала очень много. Не боялась любой работы и ответственности. Знаете, как говорят, никому не помогла подкова, если ты усиленно не работал при этом.

— И в завершение, о чем я не спросила, но для вас важно, чтобы прозвучало?
— В преддверии наступающего 8 марта я хочу поздравить всех женщин Администрации края с праздником. Нас, как правило, нигде не упоминают, а ведь нас здесь работает немало. Так что я хочу их поздравить и сказать им спасибо за вклад в развитие края.

Ольга Ильченко

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Как вы питаетесь?
01.04.2024 — 30.04.2024
Стараюсь следить за балансом мяса, круп и овощей в рационе, но не знаю, насколько полезны продукты из магазина
25%
26/105
Не вижу смысла считать калории и тратить деньги на «фермерские продукты» - все равно вокруг одна химия
21%
22/105
Питаюсь только готовой покупной едой, не имею иллюзий о ее полезности
2%
2/105
Моего дохода хватает на воду и два сухаря – питаюсь чем придется
13%
14/105
Мы – то, что мы едим. Покупаю только качественные продукты, готовлю на пару или в мультиварке, а чипсы и полуфабрикаты в магазинах даже не замечаю
9%
9/105
Не могу жить без мяса и жареной картошки. От еды надо получать удовольствие, а не плакать над сырой морковкой вместо обеда
30%
32/105

Добавить объявление