Просторы развития: более тысячи рабочих мест создано в Приморье в 2017 году режимами ТОР

16:26 05 января 2018
1421
0
alt=

Инвестор всегда прав — именно этот принцип заложили в основу двух экономических режимов, которые уже два года работают на Дальнем Востоке. ТОРы и Свободный порт Владивосток стали своего рода синонимами внимания государства к вопросам развития бизнеса и создания условий для его развития. Оба режима привлекли в регион более 400 резидентов. Только территории опережающего развития позволили создать в крае более тысячи рабочих мест. По прогнозам аналитиков, к 2025 году таковых в крае появится 23 тысячи. В свою очередь режим Свободного порта Владивосток позволил привлечь в экономику региона более 325 млрд рублей, сообщает «Приморская газета».

Вопрос терминологии
Оба режима — ТОР и СПВ — это особые территории, на которых бизнес может работать по льготному налоговому и таможенному режиму. Создавая  уникальные для нашей страны экономические  зоны, правительство преследовало сразу несколько целей: привлечеть в ДФО деньги, упростить открытие и ведение бизнеса, сделать жизнь и работу на востоке страны комфортнее. Резидентам ТОР и Свободного порта Владивосток предоставляют финансовые преференции, административную и судебную защиту, а само государство вкладывает деньги в развитие инфраструктуры.  Резиденты (так называют компании, работающие на территории ТОР И СПВ) первые пять лет совсем не платят налог на прибыль, здесь уменьшены сроки получения разрешительной документации. Есть льготы по выплатам в фонд оплаты труда. Резиденты выплачивают страховые взносы в размере 7,6% (вместо 30%). Это позволяет работодателям экономить (не за счет сокращения зарплат сотрудникам). Самым значительным преимуществом режима ТОР перед Свободным портом Владивосток является то, что государство обеспечивает резидентов необходимой для работы инфраструктурой.
На данный момент на Дальнем Востоке созданы уже 18 ТОР с общим объемом привлеченных инвестиций более 2 трлн рублей. В Приморье действуют 4 территории опережающего развития. Пионерами по апробации режима в крае стали «Надеждинская» и «Михайловский». Они были созданы в 2015 году.

На данный момент, кстати, первая ТОР является лидером по количеству поданных заявок — о своем желании работать там заявили 66 компаний (по данным на 9 ноября). Из них 33 заявки подписано, 23 — только поданы и 10 — на стадии рассмотрения.


Порто-франко
Свободный порт Владивосток — это специальная зона, в первую очередь портовая, на которой действуют особые режимы таможенного, налогового регулирования. Закон об СПВ заработал с октября 2015 года, и сначала в него вошли только 20 районов Приморского края, но уже в 2016 году президент принял решение рекомендовать распространение  режима порто-франко на все ключевые порты Дальнего Востока: Хабаровского края, Сахалина, Камчатки, Чукотки. По данным на 9 ноября 2017 года, в формате Свободного порта Владивосток работают 358 резидентов, общий объем привлеченных инвестиций составил 353 млрд рублей.  Из них 71,5 млрд внесли иностранные инвесторы (из Японии, Китая, Кореи и др.). Сейчас в регионе уже создано более 33 тысяч рабочих мест.  
Своего рода показателем успешности режимов ТОР и Свободного порта Владивосток можно считать создание в Приморье алмазного кластера. Соответствующий инвестиционный проект запустил «Евразийский Алмазный Центр» (ЕАЦ). Результатом реализации станет появление инфраструктурного кластера, позволяющего объединить компании алмазно-бриллиантовой отрасли и ориентированного на экспортно-импортные операции со странами АТР, прежде всего, Китаем, Индией, Японией и Южной Кореей. Объем частных капиталовложений в проект составил 83,8 млн рублей.  Такое внимание со стороны «алмазных» игроков неслучайно: во-первых, созданные в регионе преференции делают работу крайне выгодной, а, во-вторых, Приморье находится в центре самой динамичной экономики региона, уверен  руководитель Центра алмазных технологий и геммологии московского колледжа предпринимательства №11 Алексей Панкратов.
— Режим Свободного порта Владивосток предоставляет уникальный набор преференций для бизнеса. Это стало серьезным стимулом для развития российской алмазогранильной отрасли, которая в последние годы чувствовала себя неважно. На Дальнем Востоке добывается 98% алмазов России, но большая часть сырья продавалась за рубеж по минимальным ценам. Новый статус Владивостока позволяет отобрать маржу, которую извлекают на мировых биржах от продажи наших ресурсов, оставлять в стране максимальную добавочную стоимость от обработки алмазов. Плюс уникальное месторасположение Владивостока, в центре самой динамичной экономики мира. Вокруг находится рынок емкость $6,6 трлн и проживает большая часть населения планеты, — уверен эксперт.  

 

Портовые мощности
На данный момент именно Свободный порт Владивосток может занести себе в актив наибольшее количество реализованных проектов: за два года введены в эксплуатацию 10 из них, сумма вложений составила более 10 млрд рублей.
Чаще всего новые резиденты стремятся создавать новые производства. Таких примерно 39% от всех заявок. 18% резидентов предпочитают транспортно-логистическую инфраструктуру, следом идут проекты по недвижимости и агропромышленный комплекс. Однако в последний год появилась новая тенденция: на первые позиции выходит создание средств коллективного размещения. Проще говоря, гостиниц. Такое внимание неслучайно, уверен директор департамента туризма Константин Шестаков.
— Недавно  я встречался с руководителями компаний, которые помогают оформлять бизнес-планы резидентам СПВ. Предприниматели говорят, что за последнее время сильно поменялись приоритеты в выборе сфер деятельности. Теперь в тройку лидеров возможных бизнес-проектов входит создание коллективных средств размещения, — говорит Константин Шестаков.

Резиденты нашего времени
Первым из резидентов СПВ свой проект реализовала компания DNS Development: в Артеме начал работу индустриально-промышленный парк «Авиаполис Янковский». Промпарк строится в несколько этапов на территории площадью 180 га. Его площадками уже пользуются DNS, «Эльдорадо», Kari, «Мир упаковки», «Невада» и Samsung. Объем уже осуществленных инвестиций — более 700 млн руб., созданных рабочих мест — более 130.
Реализовала первый этап проекта и компания «Ольгинские лесопромышленники», создающая предприятие безотходной переработки круглого леса в Ольгинском районе. Объем инвестиций в проект составит 50 млн рублей. Компания производит обрезные и половые доски, паллетные доски и брус.
В Уссурийске компания «КБ Пласт» открыла производство трубопроводных систем из полипропилена. Мощность завода составляет 20 тонн готовой продукции в месяц. Уже сейчас трубы, произведенные в Свободном порту, поставляются в полтора десятка регионов России. Также здесь запущено производство фасовки продуктов питания, таких как сахар и крупы.
Резидент Свободного порта Владивосток, компания «Композитное кораблестроение», наладила серийный выпуск катеров Pacifico Adventure 72 — первая модель уже прибыла к заказчику в Москву. Всего компания изготовила три таких катера, в следующем году планируется изготовить более 20.
Более 75% российской рыбы поймано на Дальнем Востоке. Почти в ста процентах случаев промышленники ловили ее импортными тралами и сетями. Теперь ситуация меняется.
Семья Мазур из Приморского края с 1995 года небольшими партиями поставляла местным артелям канаты, тросы и прочий такелаж. Постепенно расширялись, появились три небольшие компании.
Прорыв произошел после того, как одна из фирм стала резидентом Свободного порта Владивосток — возможность беспошлинно закупать оборудование и экономить на налогах привела к тому, что был налажен полный цикл производства.
— Большую часть последних 30 лет Россия импортировала в страну именно товары легкой промышленности. И есть вероятность того, что с преференциями Свободного порта Владивосток эта отрасль получит развитие, — отмечает экономист, старший научный сотрудник Высшей школы экономики Игорь Макаров.
В июне 2017 года во Владивостоке заработал первый завод по переработке кешью. Компания воспользовалась тем, что для резидентов Свободного порта Владивосток таможенные правила выстроены максимально логично. Приморцы уже обходят вьетнамских и индийских конкурентов как по автоматизации, так и по безотходности производства.
Компания из Китая «Тай Юань» создает в Приморье целый агропромышленный кластер в 130 км от Владивостока. Здесь планируется создание огромного производственного парка с современными теплицами, где будут выращивать картофель, зерновые и бобовые культуры, древесные грибы и зелень.

Территории на опережение
Приморские территории опережающего развития  по данным на ноябрь 2017 года привлекли 54 резидента. Речь идет о  тех, кто уже работает, не находится в стадии планирования будущих  трудовых побед. Самой популярной по-прежнему является ТОР «Надеждинская» — многопрофильная производственно-логистическая площадка. А вот аграрно-ориентированный ТОР «Михайловский» переместился на третье место, уступив в популярности ТОР «Большой Камень» (судостроение, логистика и рыбопереработка). ТОР «Нефтехимический» из-за специфики планируемого производства — одна из наименее популярных в регионе. Пока работающий резидент всего один, но еще три заявки подали потенциальные резиденты, и одна находится  на рассмотрении.
Так, в ТОР «Надеждинская» зарегистрированы 33 резидента, в ТОР «Михайловский» — 8, в ТОР «Большой Камень» — 12, в ТОР «Нефтехимический» — один. К 2025 году в четырех ТОР планируется  активная работа 143 компаний  современного бизнеса.
В 2017 году приморские ТОРы создали более тысячи рабочих мест в регионе. А уже к 2025 году более 23 тысяч приморцев будут работать на предприятиях, созданных в территориях опережающего развития.

Объем инвестиций в основной капитал (без бюджетных средств) в 2015-2017 годах, осуществленных резидентами ТОР «Надеждинская», «Михайловский», «Большой Камень» и «Нефтехимический», составит 29,5 млрд рублей, а к 2025 году — 809,2 млрд рублей.


ПроТОРенные  дороги
Одно из преимуществ работы ТОР — это появление новой инфраструктуры на территориях,  свежевыстроенных дорог, объектов коммунальной и электросетевой инфраструктуры, газоснабжения. Строительство объектов и их последующее содержание  финансируется из регионального и федерального бюджетов. Так, например, инфраструктура в ТОР «Надеждинская» почти готова. В ближайшее время здесь будет запущена станция обезжелезивания воды, построены водовод и сети водоотведения.

По информации администрации Приморья, результаты функционирования четырех ТОР с 2015 по 2017 годы внесли фактический вклад в достижение таких показателей краевой госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», как объем инвестиций по отношению к ВРП Приморского края и прирост инвестиций в основной капитал без учета бюджетных средств.
По своей сути все ТОРы — это инструмент привлечения частных инвестиций на экстраординарно выгодных условия, уверен экономист Владислав Гинько.
 При этом в результате их работы на один бюджетный рубль приходит как минимум еще три рубля частных инвестиций.
— Партнерство государство и бизнеса позволяет быстрее развивать инфраструктуру регионов. Создаются новые рабочие места. Но главное, что даже при корректировке законодательства о ТОРах правительство страны будет следить за тем, чтобы первоначальные условия работы инвесторов не ухудшались, — уверен эксперт.

Ольга Ильченко

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Пользуетесь ли вы правом на выбор зарплатного банка?
26.02.2024 — 31.03.2024
Нет, работодатель не дает возможности выбирать банк.
65%
26/40
Получаю зарплату наличными, а потом перечисляю куда хочу.
8%
3/40
Да, я самостоятельно выбрал зарплатный банк, и работодатель отреагировал на мое решение без негатива.
23%
9/40
Зарплатный банк предложил мне выгодные условия по кредитованию, поэтому менять его я не планирую.
5%
2/40

Добавить объявление