Малоизвестные факты о владивостокской «подземке»

11:38 08 декабря 2017
4353
0
alt=

Тоннель имени Сталина во Владивостоке закрыли на реконструкцию 1 октября 2015 года. Сооружение давно нуждалось в ремонте, но, поскольку оно является стратегически важным объектом, специалисты долгое время не могли приступить к необходимым работам. Их объем велик: железнодорожный тоннель, проложенный между 3-й Рабочей и Минным городком, — весьма старинное произведение инженерной мысли. Восемьдесят два года назад здесь ударными темпами были вынуты сотни тысяч кубометров скальных пород, чтобы уступить свое место зияющему провалу в теле горы. Можно без всякого преувеличения сказать, что от этой «дырки» зависит само существование Владивостока. Хотя свое военное значение тоннель утратил еще в пятидесятых, именно здесь проходит грузопоток на мыс Чуркин, в рыбный порт, именно через него доставляется уголь на снабжающую теплом и светом почти весь город ТЭЦ-2. А еще тоннель хранит несколько секретов. Несколькими их них «Приморская газета» делится со своими читателями.

Тоннель «начали строить» министры Российской Империи
Хотя огромные цифры над входом в тоннель имени Сталина утверждают, что построен он всего за один год — с 1934-го по 1935-й, это не совсем так. Работы на объекте № 2/051, как его позже обозначали в секретных документах советского времени, начались еще в начале ХХ века, в годы правления Николая Второго. Первая попытка строительства относится еще ко времени русско-японской войны, когда Военному ведомству Российской Империи потребовалась железнодорожная ветка, соединяющая долину Первой Речки с бухтами Улисс и Диомид. Требовалось прикрывать город артиллерийским огнем со стороны Уссурийского залива, и по этой ветке должны были перемещаться крупнокалиберные орудия железнодорожного базирования.

Соответствующие изыскания провели специалисты Уссурийской железной дороги, подготовившие первый рабочий проект будущего тоннеля. Но тут закончилась русско-японская война и объект, требовавший значительных даже по тем временам затрат, строить не стали.

Снова про тоннель вспомнили в 1907 году, когда по распоряжению руководства КВЖД (Китайско-Восточной железной дороги) были проведены изыскания по вопросу строительства железнодорожной ветки от станции Владивосток вдоль берега, вокруг Золотого Рога на Чуркин. Также эта ветка должна была пройти до Улисса и Диомида. Необходимость подобного строительства определялась продолжающимся развитием коммерческой деятельности Владивостокского порта.
Как это нередко бывало, причем не только во Владивостоке, коммерческие интересы вошли в противоречие с государственными. Военные моряки категорически возражали, чтобы по территории адмиралтейства и складов военного порта проходила «гражданская» железнодорожная ветка.

Ничего не поделаешь, и руководство КВЖД начало искать другой вариант решения назревшей проблемы. Провели дополнительные изыскания, касающиеся строительства ветки от сортировочной станции Первая Речка до Гнилого угла, он же бухта Улисс. Рассматривались два варианта будущей стройки: первый — с тоннелем при длине линии 9,19 версты и стоимостью около 2,6 млн руб. и второй — без тоннеля длиной 13,57 версты и стоимостью около 2,2 млн руб.  

От Гнилого угла до мыса Чуркина и дальше предполагалось вести линию по южному берегу. И снова все уперлось, как в каменную стену, в позицию военных: «Нет!» Поскольку все попытки договориться успехом не увенчались, проблему пришлось выносить на рассмотрение Совета Министров Российской Империи! По счастью для Владивостока, для развития которого действительно нужны были и эта дорога, и этот тоннель, в Мариинском дворце доказали, что не зря едят свой хлеб.

Результатом стал проект, окончательно одобренный и подписанный 13 декабря 1912 года Приамурским генерал-губернатором Николаем Львовичем Гондатти, согласно которому от станции Первая Речка до станции Гнилой угол должен был строиться тоннель длиною в 600 саженей (1 километр 300 метров). Стоимость проекта была оценена в 4 млн рублей, весной 1914 года на его реализацию выделили 3,5 млн.

Правда, построить удалось только (по некоторым данным) 600 метров. Тоннель, сдача которого планировалась на 1 мая 1916 года, оказался заморожен по причине нехватки средств: деньги требовались для тяжелейшей Отечественной войны, как тогда называли Первую мировую. Ровно сто лет назад, за год до революции, стройку заморозили и больше к ней не возвращались. Говорят, пытались что-то сделать интервенты, оккупировавшие Владивосток в годы Гражданской, но ничего у них не вышло.

Тоннель «воскресил» Ворошилов
С именем первого Маршала СССР во Владивостоке связано многое. Побывавший здесь в начале 30-х годов сталинский нарком дал развитию города мощный толчок, прежде всего в военном плане. Именно после визита Климента Ефремовича Ворошилова вспомнили про тоннель. Как оказалось, законсервированная на многие годы стройка очень хорошо подходила под выдвинутый Климентом Ефремовичем тезис о превращении Владивостока в настоящую пролетарскую военно-морскую крепость. И было для чего: в 1931 году японцы захватили Манчжурию, принявшись строить в ней марионеточное государство Манчжоу-Го — по сути, плацдарм для нападения на советский Дальний Восток. С нашей стороны началось создание мощной полосы обороны, в том числе и для защиты Владивостока со стороны Уссурийского и Амурского заливов. Кстати, одним из элементов этой системы обороны (наряду с тоннелем) стала построенная на острове Русский «Ворошиловская батарея», оснащенная орудиями главного калибра с царского линкора «Полтава».

Помимо стационарных батарей, задачу защиты города должны были выполнять передвижные железнодорожные артбатареи, действующие внутри Владивостока.

От тоннеля зависело то, насколько быстро эти батареи смогут менять свою дислокацию. Также предполагалось использовать этот объект в качестве укрытия.
Строительство, с большим трудом возобновленное в 1934 году, вели вахтовым методом, но отнюдь не силами зэков, что бы там ни утверждала молва. «Врагам народа» ответственную стройку доверить не решились,  и на стройплощадке с утра до ночи трудились вольнонаемные работники. Специалистов, понимающих толк в горнопроходческих работах, собирали со всех шахт Приморья: из Сучана, Тетюхе, Артема.

Вгрызаясь в гору
Условия строительства были невероятно тяжелыми. Стоявший брошенным на протяжении почти двадцати лет тоннель оказался в невероятно запущенном состоянии. Люди гибли под обвалами, оказывались замурованными в породе… Известны воспоминания одного из участников строительства, рассказывавшего, как рабочие, трудившиеся в грязи и воде, постоянно шли на смертельный риск, только чтобы не тормозить лишний раз выполнение ответственного задания. Тем не менее вольнонаемные все равно не справлялись — слишком велик был объем работ. Поэтому им на помощь пришли военные строители, благодаря знаниям и опыту которых удалось вовремя завершить строительство.

Сменявшие друг друга бригады вначале рубили гору, расширяя проложенный еще в царское время путь, потом сверлили шпуры и рвали динамитом песчаниковые породы, из которых в основном и сложен весь полуостров Муравьева-Амурского. Затем устанавливалась деревянная опалубка, заливались бетоном огромные кольца-тюбинги. Уже в наши дни, когда в тоннеле делали капитальный ремонт и пробили свод, обнаружили, что, хотя цемент в форму нагнетался под давлением, над кольцами осталось довольно большое пространство, где еще сохранились крепежные столбы...

Один из строителей тоннеля, руководивший работами Евгений Шаров, вспоминал, что в те годы во Владивостоке было плохо с наличными деньгами, и строителям долго не выдавали зарплату (ну прямо как сейчас). Не выдержав, они пригрозили, что прекратят всякую работу и не возобновят ее до тех пор, пока деньги не будут им сполна выплачены. Останавливать строительство важного стратегического объекта было нельзя, и Шаров вместе с помощником отправился за деньгами в Москву. С огромным трудом он достал деньги и повез их во Владивосток в отдельном вагоне. Шаров так торопился, что не успел запастись едой, так что за время обратного пути чуть не помер с голоду. Но зато тоннель был сдан в эксплуатацию точно по графику! Произошло это в 1936 году. Первыми «пользователями» объекта стали, разумеется, военные. Вспомним, что до 1952 года во Владивостоке базировалась 12-я морская железнодорожная артиллерийская бригада. Начиналась она в 1931 году с трех железнодорожных батарей, оборудованных 130-мм, 152-мм и 203-мм пушками на железнодорожных транспортерах. Эти батареи, спешно доставленные во Владивосток, составили 5-й отдельный железнодорожный артиллерийский дивизион, размещавшийся на железнодорожных путях, проходивших  вдоль побережья Амурского залива на западном берегу полуострова Шкота.

Бомбоубежище и странные ниши
Еще оно  предназначение тоннеля — защита боевой техники от артиллерийского огня и бомбежек. Длина тоннеля — 1380 метров,  высота — 8, ширина — 5 метров. Толщина скального грунта над сводом в отдельных местах составляет от 75 до 100 метров. С такими характеристиками этот объект в состоянии противостоять даже ядерному удару. Наверное, поэтому одна из легенд о тоннеле гласит о том, что в сторону от основного полотна отходит ветка, ведущая куда-то вглубь сопки. Что во время войны здесь якобы был построен целый подземный город, охранявшийся бронепоездом и что к нему примыкает сложная система подземных хранилищ и складов,  сооруженных на случай Третьей мировой. Увы, как ни жаль расставаться с надеждой увидеть засекреченные подземные штольни и склады, ничего подобного здесь нет. Имеется, правда, еще один, идущий параллельно основному стволу так называемый «малый тоннель». Точнее, это всего лишь дренажная штольня, пробитая специально для отвода грунтовых вод, длиною метров в четыреста. Строить ее начали со стороны Минного городка в начале 80-х годов и, если бы не наткнулись на плывун, заставивший свернуть все работы, довели бы и до 3-й Рабочей.

На всем протяжении тоннеля через каждые пять метров расположены неглубокие ниши. Скорее всего, именно они, смутно видимые из окон электричек, и стали причиной появления легенды про боковые ходы и склады.

На самом деле ниши предназначаются для обходчиков, чтобы те могли спрятаться в них во время прохождения поезда. Времени для этого у них достаточно: по существующим правилам при подходе к тоннелю поезда должны сбавлять скорость и извещать о своем появлении гудком. Время следования через тоннель имени Сталина по нормативу составляет пять минут. Кстати, грохот, который при этом обрушивается на барабанные перепонки застигнутых в тоннеле рабочих, просто ужасающ. В этом мне довелось убедиться, когда вместе с группой сопровождающих я прошел от одного конца тоннеля до другого.

Военное значение тоннель полностью утратил в начале 60-х, когда с боевого дежурства сняли железнодорожные орудия. Именно тогда его охрана была перепоручена ВОХР. Осенью 1959 года, к первому приезду во Владивосток Никиты Сергеевича Хрущева, срубили над входом и огромную медную надпись «Тоннель имени тов. Сталина». Буквы были сделаны строителями, как и многое другое в те далекие времена, на совесть, так что полностью уничтожить их так и не удалось...

Константин Лыков

Комментарии

Авторизуйтесь с помощью соц. сетей


Подписаться на новости

Хочу читать:

Голосование и опросы

Пользуетесь ли вы правом на выбор зарплатного банка?
26.02.2024 — 31.03.2024
Нет, работодатель не дает возможности выбирать банк.
65%
26/40
Получаю зарплату наличными, а потом перечисляю куда хочу.
8%
3/40
Да, я самостоятельно выбрал зарплатный банк, и работодатель отреагировал на мое решение без негатива.
23%
9/40
Зарплатный банк предложил мне выгодные условия по кредитованию, поэтому менять его я не планирую.
5%
2/40

Добавить объявление