С 1 июля в шести медучреждениях края начнут выдавать электронные листки нетрудоспособности (ЭЛН). Документы будут храниться в единой базе данных, доступ к которой будет у пациента, лечащего врача и работодателя. Бумажный аналог при этом юридической силы не потеряет. Как оформить электронный листок нетрудоспособности и куда обращаться с вопросами о выплате, разбиралась «Приморская газета».
Инфографика
Что за электронный больничный?
С 1 июля россияне могут получать пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за больными членами семьи на основании электронного листка нетрудоспособности (ЭЛН). До этой даты документ существовал только в виде распечатанного бланка.
Кто выбирает, в каком виде получать листок нетрудоспособности?
Только сам пациент. Бумажный листок нетрудоспособности и его электронный аналог имеют одинаковую юридическую силу.
— Внедрение электронных листков нетрудоспособности не отменяет привычных бумажных «больничных», — говорит начальник отдела организации медицинской помощи взрослому населению краевого департамента здравоохранения Ольга Механцева. — Мы понимаем, что кому-то, например, пенсионерам, может быть не очень удобно оформлять документ в электронном виде. Поэтому за гражданами остается возможность выбрать любую, более удобную для них форму.
Как оформить листок нетрудоспособности в электронном виде?
В поликлинике или больнице вас спросят, в каком виде хотите получить больничный — в привычном бумажном или в электронном. Если выберете электронный вариант, потребуется дать письменное разрешение на обработку персональных данных и письменное согласие на получение «больничного» в электронном виде. Документы заполняются один раз.
Кроме того, обязательное условие для получения электронного больничного — пациент и его работодатель должны быть зарегистрированы на портале государственных услуг — www.gosuslugi.ru.
Нужно ли распечатывать электронный больничный?
Не нужно. Пациент вообще не получит этот документ на руки.
После того, как врач оформит электронный больничный, он подпишет его своей усиленной квалифицированной подписью и подписью медицинской организации (если больничный длился более 15 дней, также понадобится подпись председателя врачебной комиссии). Затем документ разместят в информационной системе Фонда социального страхования для начисления соответствующего пособия.
Доступ к электронному «больничному» будет одновременно у врача, работодателя и пациента. Последний даже сможет не только увидеть листок, но и при помощи специального калькулятора рассчитать, правильно ли ему оплатили больничный.
— Распечатывать ничего не нужно, — подчеркнула Ольга Механцева. — «Листок» автоматически попадет в организацию, где работает гражданин. Если по каким-то причинам гражданин все равно захочет получить бумажное подтверждение своей нетрудоспособности, ему выдадут специальный талон, на котором будут отображаться практически все те же сведения, что и в ЭЛН.
Отметим, зарегистрироваться в информационной системе ФСС РФ, чтобы следить за оформлением своих «больничных», можно на сайте cabinets.fss.ru.
Что делать, если пособие не пришло?
Работодатель обязан в течение пяти рабочих дней после получения листка нетрудоспособности передать его вместе со всеми необходимыми документами для расчета пособия в Фонд социального страхования. Далее у фонда есть 10 дней, чтобы рассчитать и провести выплату.
Таким образом, если в течение 15 дней деньги не поступили, есть смысл уточнить у работодателя, подал ли он в фонд соответствующие сведения. Если подал, обращаться нужно уже в региональное отделение фонда.
— Всю информацию о положенном пособии работник может увидеть на сайте ФСС в личном кабинете еще до того, как ему перечислят средства, — рассказывает заместитель управляющего региональным отделением Фонда социального страхования России Наталья Спиридонова. — То есть он заранее будет знать, какая сумма и по каким критериям ему начислена. Если гражданин не хочет регистрироваться на портале, ему нужно будет прийти в региональное отделение фонда с документами, удостоверяющими личность.
Кому задавать вопросы по размеру пособия?
Сумма пособия рассчитывается, исходя из сведений о работнике, которые предоставит работодатель. Поэтому для начала следует обратиться к нему. Если вопросы все равно остаются — в региональное отделение фонда.
— Все вопросы по расчету пособий будет решать фонд социального страхования. Но нужно понимать, что суммы пособий будут рассчитываться фондом, только исходя из тех сведений, которые предоставит работодатель, — отметила Наталья Спиридонова. — Отмечу, что за основу для расчета берется только официальная заработная плата. Суммы, которые получают «в конвертах», при расчете пособий учитываться не будут.
В каких медицинских организациях можно получить электронный больничный?
С 1 июля получить электронный листок нетрудоспособности можно только в четырех государственных медицинских организациях. Среди них — краевая клиническая больница № 1, краевая детская клиническая больница № 1, краевой перинатальный центр, Владивостокские городские поликлиники № 1 и № 6, Владивостокский клинический родильный дом № 3.
— ЭЛН сейчас выдают только в четырех медицинских организациях, — заметила Ольга Механцева. — Всего в крае 205 учреждений, которые имеют лицензию на выдачу листков нетрудоспособности, среди них — 109 государственных и 96 других форм собственности. По мере готовности все они будут подключаться к системе. Планируется, что до конца года ЭЛН станут выдавать во всех государственных медицинских организациях.
Электронные листки нетрудоспособности выдают только в Приморье?
Нет, в рамках пилотного проекта в 2015-2016 годах электронные листы нетрудоспособности уже начали оформлять в нескольких регионах. Среди них — Тамбовская, Белгородская, Самарская и Астраханская области, а также Татарстан, Крым и Хабаровский край. В 2017 году успешный опыт решили распространить на всю страну. Таким образом, с 1 июля ЭЛН начали выдавать в Приморье и по всей России. То есть оформить электронный больничный теперь можно и за пределами региона.
Нововведение сэкономит время и пациентам, и врачам, рассчитывают специалисты.
— Люди нередко теряют листки и приходят за дубликатами, — говорит заместитель главного врача по клинико-экспертной работе поликлиники № 8 Владивостока Валентина Горбач. — Нам приходится брать новые бланки, еще раз переписывать — это все занимает время, конечно. Дело осложняется, если листок выписывали человеку из другого района или вовсе другого края или области. С внедрением электронных больничных проблема исчезнет.